On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Телефон питомника
+7(925)866-00-54, WhatsApp +7 (999) 104-04-74


АвторСообщение
Инквизитор Форума




Сообщение: 108
Зарегистрирован: 23.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.11 06:05. Заголовок: Методы коррекции поведения


Методы коррекции поведения
Прежде чем говорить о борьбе с конкретными формами нежелательного поведения, мы коснемся общих методов коррекции поведения. В дальнейшем при анализе какого-либо случая мы не будем повторяться, а при необходимости станем ссылаться на соответствующий раздел. Кроме того, автор как человек имеет право всего не знать. Поэтому, если вы столкнетесь с формой поведения, не описанной в данной книге, то, зная методы коррекции, сможете самостоятельно назначить курс лечения.
Метод 1. Формирование желательного поведения
По своему содержанию этот метод является направленным правильным воспитанием собаки и хотя книга посвящена не воспитанию, а перевоспитанию, мы все-таки упомянем и о нем.
Приобретая щенка, мы должны знать и помнить, что наши собаки начинают накапливать опыт, и плохой, и хороший, сразу после того, как появились на свет. Наша задача - предложить им хорошие формы поведения до того, как они сами займутся своим воспитанием.
Воспитание человека включает в себя психологические, социологические, физиологические и физические аспекты. В отличие от специального обучения, которое реализуется в профессиональной деятельности, воспитание проявляется в навыках социального поведения. Быть воспитанным значит уметь хорошо себя вести (в семье, на улице, в коллективе, по отношению к окружающему миру). Если говорить о социальном аспекте воспитания собаки, то в человеческом обществе ей приходится играть несколько социальных ролей:
• собака - член семьи человека;
• собака - член общества людей;
• собака - член общества других животных;
• собака как партнер в паре: человек (хозяин) - собака;
• собака как биологическое существо в мире физической стимуляции;
• собака, выполняющая специальную функцию (собака-сторож, собака-защитник; собака-компаньон;
собака-охотник и т.д.).
Собака должна себя вести адекватно поведению членов семьи и по отношению к прохожим на улице и попутчикам по автобусу, по отношению к другим животным, так же, как и по отношению к владельцу в процессе дрессировки или кинологу при выполнении специальных функций. Для эффективного управления собакой и успешного выполнения возложенной на нее работы собака должна также адекватно реагировать и на небиологические факторы окружающей среды. Правда, это уже реализация психофизиологической стороны воспитания и это требует особого рассмотрения. Пока же мы подчеркнем, что первой задачей воспитания является адекватная социализация собаки.
Под социализацией понимают "процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности" (Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д: феникс, 1998). Проще говоря, социализация это обучение совместно жить и действовать. Во время социализации собака обучается определению, распознанию и запоминанию возможных социальных партнеров и правилам взаимодействия с ними. Отсутствие
социализации, неполная или неправильная социализация приводит к развитию настороженности по отношению к человеку и животным или боязни их и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей или видам животных, а отсюда к появлению трудностей в управлении собакой, ее дрессировке и использовании. Иногда у собаки, напротив, развивается повышенная агрессивность.
Как и человек, собака относится к незрелорождающимся видам. Процесс дозревания нервной системы - окончательное ее морфологическое и физиологическое формирование происходит уже в процессе раннего онтогенеза (т. е. раннего развития). Дозревание нервной системы осуществляется при активном участии факторов внешней среды. Так задумала природа, предполагая некий оптимальный уровень взаимодействия молодого организма с окружающей средой. Если этот уровень искажается, например, организм испытывает недостаток сенсорной стимуляции, процесс формирования нервной системы нарушается В условиях сенсорной изоляции мозг атрофируется, и, наоборот, развивается выше средних возможностей при гиперстимулировании шумом, запахами, вкусовыми и зрительными раздражителями, аффективными воздействиями и т.п. Известен так называемый "синдром питомника", а в настоящем времени приходится говорить о появлении "синдрома квартиры".
Ранняя сенсорная депривация (депривация - лишение, отсутствие чего-либо), которая может проявляться в условиях ограниченного содержания (в питомнике, в квартире, на участке коттеджа), однообразных факторов внешней среды, пониженной двигательной активности, невысоком уровне социальных кон-'
тактов (в той или иной степени выраженная социальная изоляция) вызывает часто не компенсируемые в дальнейшем недостатки поведения.
Ранняя сенсорная депривация приводит к разной степени выраженности следующим последствиям:
• морфологическим изменениям центральной нервной системы, которые выражаются в уменьшении объема серого вещества мозга по сравнению с животными, содержащимися в обычных условиях (у животных, выращенных в обогащенной среде, отмечается увеличение тела нервных клеток, количества дендритных шипиков и синапсов, новых отростков аксонов и увеличение диаметра капилляров мозга);
• торможению формирования (созревания) анализаторов, что в дальнейшем приводит к ухудшению научения с их использованием;
• сохранению "рефлекса настороженности";
• замедлению угасания ориентировочно-исследовательского поведения и привыкания к новой обстановке;
• ухудшению сенсорно-моторной координации животных, что выражается в трудности освоения двигательных навыков;
• активации нервных образований отрицательного подкрепления, в результате чего животные стремятся исключить возможность получения отрицательного подкрепления даже за счет отказа от получения положительного;
• снижению стрессоустойчивости и ухудшению состояния конституционального (естественного) иммунитета.
Таким образом, второй составляющей воспитания (психофизиологическая сторона воспитания) является обеспечение адекватного дозревания (формирования) центральной нервной системы собаки.
Применительно к животному не принято говорить о характере, чаще используют понятие "темперамент", под которым подразумевается совокупность психических свойств индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний, характеризующих степень активности и эмоциональности м проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.
Как только рождается животное, генетически наследуемые его свойства начинают взаимодействовать с окружающей средой (кстати, человек, это элемент окружающей среды по отношению к собаке, пусть даже очень активный, но элемент) и в процессе своего взаимодействия изменяются. Изменяются не до бесконечности, а в рамках генетически предопределенной вариации признака и в совокупности определяют темперамент животного. Свойства организма наиболее пластичны до его полового созревания. Это не значит, что свойства темперамента остаются неизменными после этого, но их изменения во взрослом состоянии уже не столь значительны.
Конечно, темперамент может формироваться и без участия человека и даже вопреки его желанию, так как является процессом биологически закономерным. Задачей человека является формирование темперамента с заданными свойствами (в рамках генетической вариации данного животного), которые определяются целью использования собаки.
Таким образом, воспитание это еще и формирование темперамента.
Нарисуйте себе образ идеальной собаки (а он достаточно индивидуален), представьте себе, как она должна себя вести в той или иной ситуации и научите этому щенка. Тогда ему не нужно будет придумывать свои способы
удовлетворения потребностей и разрешения ситуаций.
Покупая щенка, сделайте так, чтобы месяцев до 6-8 он не оставался дома один. Это можно устроить, если выстроить в ряд отпуска взрослых и каникулы подрастающих членов семьи. Тогда щенок будет расти под обязательным надзором, и вы будете иметь возможность вовремя пресечь нежелательное поведение, не дав ему закрепиться до навыка.
Когда такой возможности нет, необходимо приобрести, придумать и изготовить множество игрушек и как можно чаще играть ими с собакой, чтобы отработать до навыка ее взаимодействие с 'определенными предметами. Тогда щенок чаще будет обращаться именно к ним и оставит в покое предметы обихода. Но пока он мал, убирайте все. что может привлечь внимание щенка, вне пределов его досягаемости - это не так уж трудно.
А если сразу приучить щенка есть только по команде и только из миски, то вы избавитесь от многих будущих проблем: попрошайничества и принятия еды от посторонних лиц, а также поедания пищи с земли. И команда подхода к хозяину, и привязанность к нему формируются легко и на всю жизнь, если начать работать над ними, когда собаке исполнится 2 месяца. Чем позже, тем труднее.
Первые месяцы жизни щенка выводите его гулять только на поводке. Постоянный контроль позволит направить поведение щенка в нужное русло и контролировать его. Не оставляйте щенка без внимания, постоянно играйте с ним, не давая ему времени и возможности для всех неблаговидных действий. После прогулки щенок должен быть очень уставшим, тогда домой он придет отдыхать, его двигательная и разрушительная активность будут значительно снижены.
Как мы уже говорили, щенок обучается легко и быстро. К тому же он физически настолько слаб, что с ним нетрудно справиться. Поэтому не откладывайте обучение (дрессировку) собаки ходить рядом с вами на поводке, не тянуть на лестнице и во время прогулки.
Не ждите, пока ваш дог, ротвейлер или кавказская овчарка станут сильнее вас. То же касается и борьбы с иерархической (внутрисемейной) агрессией.
Метод 2. Устранение возможности совершения нежелательного поведения
Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не укусит человека или другую собаку и не причинит вреда домашним животным. Намордник помешает собаке испортить мебель, обувь, провода и электронику, когда она остается в квартире одна, но при условии, что собака намордник не снимет.
Такого же эффекта можно достичь, если содержать собаку в клетке, посадить собаку на привязь, оставлять ее в комнате, лишенной ценных для вас вещей или убрать вне пределов досягаемости собаки все то, что не предназначается для ее зубов.
Чтобы собака не убегала, ее водят на поводке, прогуливают на огороженном участке или привязывают к ошейнику увесистую палку, которая мешает собаке бежать (так иногда поступают охотники).
Чтобы собака не воровала продукты, их нужно убирать подальше; чтобы не лазала на диваны и кровати, на время своего отсутствия положите туда стулья. И так далее, и тому подобное, главное - если вам не нравится какое-либо поведение вашей собаки, сделайте так, чтобы она не смогла его совершить. Правда, нельзя утаить того, что верным способом избежать непорядка в квартире и испорченного настроения на улице, является отсутствие собаки.
Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его достоинствам можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы получите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.
Способ устранения физической возможности совершения нежелательного поведения не устраняет потребности (мотивации), лежащей в его основе, и не предлагает освоить другую форму поведения. Но этот способ, не допуская повторений плохого поведения. препятствует его закреплению. Если же хозяин собаки очень постоянен и настойчив в применении этого способа, то поскольку многие, нежелательные для человека формы поведения собаки характерны для периода ее детства, способ может помочь благополучно миновать их. То есть. пока вы держите щенка на привязи и не даете ему возможности съесть вашу обувь, он вырастет, и желание съедать обувь пропадет само собой. Но содержать щенка на привязи опасно тем, что он может запутаться, а в туалетной комнате на кафельном полу может простудиться. Пожалуй, лучшим выходом из такой ситуации будет поддержание порядка в квартире, если же вам лень убирать обувь, поможет клетка.
Метод 3. Наказание
Мы очень часто пользуемся этим термином, объединяя под его именем все неприятные и болевые воздействия на собаку, тем самым запутывая еще больше и так запутанное дело воспитания и дрессировки. По-
Рисунок 2. Принцип действия наказания
этому, кстати, нам трудно согласиться с утверждением, что наказание нельзя использовать, воспитывая и дрессируя, что оно малоэффективно, что существуют другие, более гуманные и действенные способы, например отрицательное подкрепление.
Так что давайте сначала разберемся, что же такое наказание, чтобы не только согласиться с предложенным выше, но и, узнавая его в лицо, не пользоваться им так часто.
Наказание - это такие наши неприятные для собаки или болевые воздействия, которые мы совершаем уже после ненужного нам или неправильного с нашей точки зрения поведения собаки. То есть между проступком нашего пса и нашими воздействиями проходит какое-то время. Это главное отличие наказания. Если же неприятное воздействие с нашей стороны совершается сразу по окончании нежелательного поведения или во время него, то это - отрицательное подкрепление.
Вторым отличием наказания является его неизбежность. Как бы себя ни вела провинившаяся собака после проступка, мы считаем, что ее следует наказать. И наказываем. Например, мы приходим вечером домой и обнаруживаем в квартире Содом и Гоморру и радостно встречающего нас щенка. С точки зрения среднестатистического хозяина собаки, мы должны его наказать, что мы и делаем. Это на самом деле наказание, так как отдалено от проступка немалым количеством времени и оказалось неизбежным. Как, впрочем, и бесполезным, в чем вы убедитесь со временем сами. Но это одновременно и отрицательное подкрепление ритуала встречи вашего щенка. \Л вы заметите, как щенок перестает радоваться вашему приходу и все чаще принимает позу подчинения (стыдится наделанного им беспорядка, но продолжает делать его, с вашей точки зрения).
Или ваша собака что-то подобрала на улице и, тщательно пережевывая это что-то, подходит к вам, выполняя команду "Ко мне!". Вы. естественно, ее выдираете аки Сидорову козу, и это является наказанием для подбора пищи (бесполезным, вы сами знаете), но одновременно отрицательным подкреплением подхода к дрессировщику. Ваши действия приводят к тому, что собака перестает в такие моменты подходить к вам, а спокойно доедает подобранное в стороне.
И еще одна ситуация. Вам не нравится, что собака забирается на диван, и вы бы хотели исправить данное поведение. Вы входите в комнату и застаете на диване спящую собаку со счастливым выражением морды. Желая дать понять собаке, что она не права и что вам не нравится такое поведение, вы ее шлепаете. Со временем собака начинает понимать вот что: когда она лежит на диване, ваше появление и угрожающие слова служат сигналом к быстрому спрыгиванию с дивана, чтобы избежать шлепка. То есть вы учите собаку быстро спрыгивать с дивана при помощи отрицательного подкрепления. Но шлепки ваши являются наказанием к тому самому залезанию на диван, с которым вы собрались бороться. Со временем вы сами убедитесь, что воспитательное значение этого наказания ничтожно. Об этом же говорит и весь опыт человечества в части борьбы с преступлениями при помощи наказания.
Почему наказание чаще всего бездейственно? Потому, что, во-первых, потребность уже удовлетворена и нежелательное действие уже получило положительное подкрепление. А во-вторых, потому что воздействие как следствие очень отдалено от причины (проступка). Представьте себе - вы наказываете собаку через час после того, как она съела ваши тапочки. В течение этого часа собака еще совершила с десяток безобидных поступков. Как же ей понять, какое именно действие привело к неблагоприятным последствиям? Природа заставляет ее связывать последствия с последним по времени действием, что собака и делает.
Наказание не учит, не дает информацию животному о том. какое же поведение правильное. Собака, которую вы наказываете за съеденные тапочки, ничего не может понять, потому что в течение последнего часа она больше не ела никакой обуви. И вам бы порадоваться этому. И еще: наказание чаще всего учит тому, как не попадаться, а не тому. как правильно себя вести. Очень трудно для человека, а для животного практически невозможно изменить будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий.
И присмотритесь к себе - чаще всего, наказывая собаку, вы просто даете выход своим эмоциям и своим обидам на нее.
Опасно же наказание тем, что, как замечает К. Прайор, оно служит мощным подкреплением наказывающему. Если при помощи наказания нам удалось исправить (а это случается) поведение, то бессознательно мы все чаще и чаще начинаем прибегать к нему. А избыток отрицательных воздействий на молодое животное приводит к тому, что у него пропадает всякое желание воспитываться и дрессироваться, оно вырастает зашуганным и робким.
Наказание может помочь, когда оно не очень далеко отставлено и очень сильное или неожиданное и непривычное, когда поведение, с которым вы боретесь, не очень закрепилось у собаки. То есть, если бы за первое преступление отрубали руку, вряд ли бы возникло желание совершить второе.


Встречают по прикиду - провожают по понятиям. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Админ Форума




Сообщение: 330
Зарегистрирован: 30.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.11 17:14. Заголовок: Метод 4. Отрицательн..


Метод 4. Отрицательное подкрепление
Вопрос о подкреплении, как ни странно, довольно запутанный. В отечественной школе физиологов подкреплением считают все безусловные (непосредственные) воздействия на животное, которые следуют после условного сигнала (например, команды). Безусловные воздействия это и предложение пищи собаке, воды, наш окрик, оглаживание, шлепок, в общем, все, что собака непосредственно может воспринять. В случае наличия подкрепления условный рефлекс называют положительным (подкрепляемым) и отрицательным или тормозным (неподкрепляемым), в случае отсутствия безусловного воздействия. При таком подходе болевые воздействия на собаку можно считать подкреплением положительным для того действия, которое мы вырабатываем. Например, когда отрабатываем движение собаки рядом с собой. А действие, которое вырабатывается при помощи боли - оборонительным положительным рефлексом. На самом деле собака совершает нужные нам действия, уходя от боли, предотвращая ее, то есть обороняется.
В оперантной же дрессировке подкреплением считается любое воздействие, увеличивающее или уменьшающее вероятность повторения в будущем предшествующего его воздействию поведения. В таком случае положительным подкреплением считается воздействие, которое увеличивает в будущем вероятность предшествующего ему действия. Другими словами, животное стремится к получению положительного подкрепления. Момент получения положительного подкрепления всегда положительно эмоционален. И, наоборот, животное стремится избежать отрицательного подкрепления. Факт отрицательного подкрепления вызывает отрицательные (негативные) эмоции и снижает вероятность повторения в будущем поведения, приводящего к нему. Неудовлетворение потребности считается в оперантной дрессировке мощным отрицательным подкреплением.
Некоторые свойства подкрепления мы уже рассматривали, сейчас же мы примем точку зрения Карен Прайор, по мнению которой отрицательное подкрепление - это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.
Для того, чтобы наверняка понять отличие отрицательного подкрепления от наказания, давайте вернемся к примеру из предыдущей главы. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится и вы отучаете ее следующим образом: как только застаете на диване, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, агрессивное поведение хозяина прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.
Если следовать вашей логике, то благодаря примененным мерам воздействия собака должна сообразить, что лазать на диван ей нельзя. Ничего подобного! Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорей слезай, чтобы избежать трепки.
Многие собаки достаточно быстро понимают, что появление хозяина, когда она лежит на диване, приводит к резкому окрику, а если с дивана не слезть, то схлопочешь. В результате ретируются с дивана сразу, как только на пороге комнаты появляется хозяин. Третьи идут еще дальше, они связывают наличие хозяина в квартире с его агрессивным поведением во время диванного положения, и в присутствии хозяина ведут себя как паиньки. Когда же хозяина нет, все категории собак ведут себя одинаково - диванолюбиво. Почему? Да потому, что ваше неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением (отрицательным или положительным - это еще вопрос) спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть таким педагогическим воздействием вы обучаете собаку быстро спрыгивать с дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).
Таким образом, хотелось бы показать, что отрицательное подкрепление, как впрочем, и положительное, какому-то действию или поведению происходит во время этого действия или в конце его, и на его появление, интенсивность и знак можно повлиять, изменив или прекратив именно это поведение. Тогда как наказание, о котором мы говорили ранее, происходит через некоторое время после совершения проступка.
А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки. А одного добермана, который со всего размаха шлепался на диван, отучили так: разложили на диване остриями вверх шиферные кнопки и прикрыли их покрывалом. Для отучения оказалось достаточным одного доберманьего прыжка. Более того, бедняга начинал активно сопротивляться при попытке затащить его на диван.
Отрицательное подкрепление - очень эффективный способ формирования поведения, но это не делает его лучшим. Последите за собой, в общении с людьми и собаками мы в основном пользуемся именно им. Нам почему-то кажется, что правильное хорошее поведение это норма. Так и должно быть и чего тут радоваться и хвалить? Поэтому и не замечаем, а что самое плохое - и не подкрепляем положительно нужное нам поведение. Мы его как будто не видим, а обращаем внимание только на огрехи. Но слишком частое применение отрицательного подкрепления приводит, особенно у щенков, к появлению робости, неуверенности в себе, тревожности и отбивает охоту от самого процесса дрессировки. Потому что собака в первую очередь начинает понимать: появление нового навыка увеличивает возможность дополнительного получения отрицательного подкрепления. А его она, естествен
но, стремится избежать. Кстати, классическая дрессировка оттого и является классической, что строится в основном на отрицательном подкреплении. Например, команда "Сидеть!» свидетельствует о возможных неприятных, а то и болевых воздействиях в, области крестца, и чтобы их избежать, необходимо сесть.
Метод 5. Угашение
Угашением принято называть снижение выраженности какой-либо реакции или действия животного, уменьшение вероятности или кратности его появления, а то и полного исчезновения в результате устранения того, что его подкрепляет. В принципе этот метод является вариантом метода отрицательного подкрепления.
Впервые явление угашения было замечено в лаборатории И. П. Павлова. Оказалось, что если перестать подкармливать собаку, у которой ранее был выработан пищевой условный рефлекс на звонок, то есть ту собаку, которая до этого всегда получала пищу после звонка, количество слюны, выделяемое ею, будет снижаться и через некоторое время совсем прекратится. Для собаки звонок перестанет быть сигналом скорого получения пищи и потеряет свое "пищевое" значение.
Позже аналогичные случаи были обнаружены у животных и в жизни вне лабораторий. То есть если животное перестает получать то, ради чего совершает какое-то действие, оно со временем не будет совершать его, а попробует воспользоваться другим путем. Или, как считает Карен Прайор, "поведение, которое не приводит' ни к каким результатам - ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, - скорее всего затухнет" или, другими словами, угаснет.
Угашение поведенческих реакций представляет
собой очень распространенное явление в природе и имеет важное биологическое значение, так как способствует устранению тех условных рефлексов и навыков, которые стали уже бесполезными и ненужными. Представьте себе, что было бы. если бы все образовавшиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответствовать новым условиям, оставались на всю жизнь. Мы с вами так бы и колотились в стену, где раньше была дверь, а не стали бы искать обходных путей или не научились бы перелезать через нее. Другими словами, и мы с вами, и наши собаки настолько умны, чтобы не заниматься бесполезными делами. Поэтому смысл этого метода борьбы с нежелательным поведением заключается в том, чтобы сделать это поведение бессмысленным для нашей собаки, то есть лишить его самого важного, того, что является подкреплением этого поведения - лишить его результата.
Например, ваша собака привыкла заходить на кухню, зная, что на столе всегда что-нибудь да остается. При этом для обследования стола она может научиться забираться на табурет или запрыгивать на стол, то есть приобретет соответствующие пищедобывательные навыки. Чтобы сделать бессмысленным такое поведение, надо просто ничего и никогда не оставлять на столе. Или другой случай: вы уже выработали у своей собаки понятие того, что если семья садиться за стол или за него же садятся гости, то для удовлетворения своего аппетита нужно сесть поближе и глядеть жалобно. Если это не помогает, нужно порычать, поскулить или полаять, а то и лапу положить на колени. Именно такое поведение вы или ваши гости подкрепляли кусочками. А следовательно, чтобы отучить собаку от этого, нужно всего лишь ничего и никогда не давать собаке, когда вы сидите за столом, и научить тому же ваших гостей.
Но оказалось, что отучение по этому методу требует времени и тренировки. То есть собаке нужно время для того, чтобы убедиться в бессмысленности своего поведения и отличить случайность от закономерности. Поведение собаки, как и наше, характеризуется еще и стабильностью. Природа и в этом права: если мы в случае неудачи будем сразу менять свое поведение, то никогда ничего не добьемся. Так и собака, она должна убедиться в постоянстве новых условий. Вы должны не однажды (а, скорее всего, много раз) дать понять собаке, что ее поведение уже ни к чему не приводит.
Вы поймете это, если воспользуетесь методом угашения для отучения собаки от взятия пищи у посторонних людей. Это совсем несложно для вас и не больно для вашей собаки. Достаточно попросить как можно больше ваших знакомых предлагать собаке пищу на открытой ладони, но предлагая никогда не давать ее, вовремя сжимая кулак, предотвращая тем самым поедание пищи. При этом больно собаке делать не нужно. Не сразу, одни раньше, другие позже, собаки начинают понимать, что пищу, лежащую на чужой ладони, съесть нельзя, и теряют к ней интерес.
v Нежелательное поведение угасает тем легче и быстрее, чем менее оно упрочено, то есть чем раньше мы замечаем нехорошее поведение и чем раньше начинаем применять метод угашения, тем больший успех нас ожидает. У возбудимых животных угашение поведения вырабатывается труднее и медленнее, чем у более спокойных.
Поведение, с которым мы начинаем бороться, исчезает не сразу, угашение протекает неравномерно -уменьшение частоты его появления чередуются с периодами увеличения. Особенно заметно это явление выражено при угасании двигательных поведенческих актов. Скорость угашения также находится в обратной зависимости от биологической значимости подкрепления, то есть от того, насколько важен для собаки результат предосудительного поведения. Сытая собака легче отучается брать кусочки от чужих людей, а голодная довольно долго будет повторять попытки схватить пищу с ладони.
Сюрпризом метода угашения является то. что. казалось бы, исчезнувшее поведение через некоторое время само по себе восстанавливается. А если вы допустили ошибку и кто-то без вашего ведома, например, хотя бы один раз при помощи хитрости подкормил собаку, которая уже перестала брать корм с чужих ладоней, угасшее поведение восстанавливается быстро, часто надолго, а иногда и навсегда. Угашенное поведение восстанавливается тем быстрее, чем оно было прочнее (привычнее для собаки) и чем слабее оно было заторможено, то есть чем меньше времени вы тренировали отучение. Только что появившееся нежелательное поведение может и совсем не восстановиться после угашения.
Кроме того, успех при угашении сильно зависит от первоначального режима подкрепления: если во время выработки нежелательного поведения и в течение какого-то времени, пока вы не боретесь с ним, режим подкрепления таков, что переход к условиям угашения не очень заметен, то угашение будет происходить довольно медленно. Например, вы следите за поведением собаки и когда вы дома, она не получает подкрепления нежелательному поведению, а ваши домочадцы позволяют ей хулиганить, или собака продолжает хулиганить, когда вас нет дома. Создается ситуация, типичная для вариабельного (вероятностного) подкрепления. В таком случае собака уже готова к тому, что успех ее поведения наступает не каждый раз и поэтому надо просто подождать соответствующих условий, а не отказываться отданного поведения совсем.
Основным достоинством метода угашения является возможность обойтись без болевых воздействий на собаку, а это очень важно для щенка, молодой собаки или собаки со слабой нервной системой.
В заключение напомним особенности метода угашения, которые можно рассматривать и как правила:
• угасание тренируется;
•исчезновение поведения происходит не сразу, а после более или менее длительной процедуры выработки;
• угасание нежелательного поведения происходит тем быстрее, чем чаще создают условия его проявления без подкрепления;
• угасшая реакция может восстановиться сама по себе;
• если после угашения поведения произойдет его подкрепление, то угашенное поведение вновь восстанавливается;
• повторное угашение поведения дает больше гарантий его непоявления в будущем.
Метод 6. Привыкание
Привыканием называют снижение выраженности или отсутствие поведенческих реакций при повторяемых или продолжительно действующих раздражителях, которые не имеют серьезных последствий и не несут в данный момент сколько-нибудь важной информации для организма. Кстати, привыкание считается формой научения, которое иногда еще называют негативным научением.
Особенностью такой формы приобретения опыта является не освоение новых поведенческих реакций, а утрата или ослабление уже имеющихся. А биологическое значение заключается в том, что для выживания или улучшения условий существования животное должно уметь различать существенные (например, опасные) и несущественные для него раздражители и подавлять реакции на несущественные, а также правильно реагировать на полезные или опасные раздражители.
О привыкании чаще вспоминают, когда собака чего-нибудь боится, например автомобилей, поездов, громкого шума, других сильных и необычных раздражителей или продолжительно лает на звук шагов соседей по лестничной площадке. Знание свойств привыкания поможет вам вырастить хорошую собаку и не допустить ошибок, особенно в период со второго до четвертого месяца жизни, когда щенок всего боится.
Животное может привыкнуть к любым раздражающим воздействиям, с которыми ежедневно встречается (зрительным, слуховым, температурным, тактильным, вкусовым, запаховым и даже болевым) и не отвечать на них ориентировочной или оборонительной реакциями. Развитие привыкания характеризуется несколькими закономерностями, которыми можно пользоваться как правилами при использовании этого метода коррекции поведения:
1. Повторяющиеся раздражители приводят к снижению величины исходной реакции (появление безразличия).
2. Прекращение применения данных раздражителей приводит к постепенному восстановлению ответной реакции.
3. Привыкание развивается быстрее и имеет большую прочность после повторяющихся серий применения раздражителей и прекращения их применения до восстановления ответной реакции.
4. Скорость развития и степень выраженности
привыкания находятся в прямой зависимости от частоты предъявления раздражителя.
5. Привыкание наступает быстрее при меньшей силе раздражителя. Сильные раздражители могут либо совсем не вызывать привыкания, либо приводить к извращению реакции.
6. Привыкание к одному раздражителю может облегчить его по отношению к другим близким по характеру раздражителям.
7. Предъявление другого сильного раздражителя может приводить к отмене привыкания. Например, наказание собаки может привести к восстановлению боязни выстрела.
Однако и после выработки привыкания раздражитель продолжает восприниматься животным. В этом легко убедиться если несколько усилить или ослабить раздражитель, он сейчас же вызовет реакцию.
Привыкание очень близко к процессу угашения. Вполне вероятно, что в основе этих процессов лежат одни и те же физиологические механизмы, но пока термин привыкание употребляют в отношении врожденных реакций, угашение - приобретенных. При этом уместно привести еще одно определение: привыкание - это процесс постепенного ослабления врожденной реакции в результате повторных применений раздражителя, не сопровождаемых подкреплением.
Одним из примеров привыкания может служить угашение ориентировочной реакции у животных на любое изменение окружающей среды.
Скорость образования привыкания и степень его выраженности зависит от специфичности раздражителя, его новизны, силы, состояния организма и предшествующего опыта животного. И если раздражитель болевой, незнакомый и достаточно сильный, начальная реакция может не перейти в исследовательскую, а завершиться оборонительной. Такое состояние обычно называют страхом или трусостью.
Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам: а) частоте появления похожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.
Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животным. Повторение же раздражителей приводит к снижению степени новизны и угашению ориентировочной реакции. Считается, что для возникновения ориентировочной реакции неожиданность имеет большее значение, чем семантическая новизна. Сильнейшую реакцию можно получить на хорошо знакомый раздражитель, неожиданно появившийся в обстановке, где его восприятие не прогнозировалось.
Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания - нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег. Животное убегает до тех пор, пока ему не удается выйти из сферы действия раздражителя. Если же раздражитель не болевой и если убегать некуда, животное может постепенно привыкнуть к раздражителю. Оно перестает вызывать страх, оборонительное поведение ослабевает и сменяется исследовательским. И реакция бегства, возникающая в ответ на неожиданное появление незнакомого раздражите
ля, при последующем повторном его предъявлении ослабевает гораздо быстрее возникающей одновременно ориентировочной реакции, хотя в дальнейшем прогрессивно снижается и последняя.
Предъявление животному какого-либо вызывающего страх раздражителя и лишение его возможности скрыться от этого раздражителя с целью выработки привыкания получило название "избыточного предъявления".
Метод 7. Ориентировочное торможение
Под торможением, кстати, принято понимать снижение выраженности или исчезновение какой-либо реакции или действия животного. То есть, если мы заставляем исчезать или изменяться что-нибудь в поведении наших собак, можем смело говорить, что мы его затормозили. Термин этот пришел из физиологических лабораторий, как и метод ориентировочного торможения.
При изучении условно-рефлекторной деятельности было замечено, что начавшаяся или текущая деятельность животного прекращается или значительно изменяется при действии раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. А если посторонний раздражитель начинает действовать до начала или одновременно с действием условного раздражителя, то условный рефлекс может совсем не проявиться.
Как правило, разнообразные новые или необычные раздражители внешнего мира приводят к появлению сложных реакций, направленных на лучшее их восприятие, необходимое для анализа биологического значения этих раздражителей для животного, что и называют ориентировочной реакций, а иногда отвлечением. То есть, когда мы и наши собаки слышим или видим что-нибудь очень новое или необычное, мы прекращаем заниматься тем, чем так увлеченно занимались до этого, чтобы выяснить, что это там такое происходит и чем это может нам грозить.
Длительность ориентировочной реакции и ее выраженность зависит от силы раздражителя и его необычности (новизны), а также от индивидуальных особенностей собаки. Поэтому в одних случаях прекращенная деятельность восстанавливается почти сразу же после прекращения действия постороннего раздражителя, а в других может отсутствовать от нескольких часов до нескольких лет.
В качестве раздражителей, пригодных для прекращения нежелательного поведения, можно использовать звуковые явления (хлопок в ладоши, выстрел детского пистолета, звон брошенного в сторону собаки строгого ошейника, цепочки или металлической банки из-под кофе, набитой гайками, возглас или крик), зрительные и световые (внезапно упавший перед мордой .предмет, фотографическая вспышка), тактильные (неожиданное касание того же брошенного строгого ошейника или дроби, выпущенной из рогатки) и все, что вы можете придумать, лишь бы это было необычным для собаки.
Впервые в дрессировке "метательную цепь" стал использовать известный немецкий дрессировщик девятнадцатого века Конрад Мост. Она пользуется широкой популярностью до сих пор. В 1984 году английский дрессировщик и зоопсихолог Джон Фишер соединил несколько медных пластин (дисков) и создал прибор, издающий необычный, с точки зрения собаки, звук, вызывающий выраженное ориентировочное торможение. Использование этого прибора, получившего название "метода дисков", сейчас очень распространено на Западе.
Как мы уже говорили, очень важна сила раздражителя. Может случиться так, что собака не обратит никакого внимания на него и будет продолжать заниматься неблагопристойным делом. Но, с другой стороны, хлопок в ладоши приведет в смятение карликового пуделя, а выстрел из детского пугача не вызовет никаких эмоций у московской сторожевой. И даже представители одной породы могут по-разному реагировать на ваши воздействия, поэтому сначала изучите особенности своей собаки. Время подачи тормозного раздражителя также играет большую роль. Гораздо эффективней подавать его в момент приготовления собаки к совершению проступка, чем во время оного.
Метод ориентировочного торможения может быть полезен во многих случаях. Например, ваша собака подошла к помойке и потянулась к большой и аппетитной, с ее точки зрения, кости. Вот тут-то самое время бросить как можно ближе к ней жестяную банку с гайками, строгий ошейник или включить автомобильную сирену. Точно так же, если собака беспричинно швыряется на прохожих, попробуйте попасть ей в бок брошенным строгим ошейником - боль небольшая, но неожиданность сыграет свою роль.
Нежелательное поведение от одного урока может и не исчезнуть, а при повторении старайтесь применять другие раздражители, иначе к постоянно применяемым разовьется привыкание.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Админ Форума




Сообщение: 331
Зарегистрирован: 30.06.11
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.11 17:15. Заголовок: Метод 8. Выработка н..


Метод 8. Выработка несовместимого поведения
Смысл этого метода заключается в том, что вам ни с чем и ни с кем не нужно бороться, ваша задача чисто
дрессировочная, просто нужно выработать у собаки еще один навык, выполнение которого не позволяло бы ей совершать нежелательный поступок. Сделать это нетрудно, так как давно замечено, что присутствовать одновременно в двух местах физически невозможно, как и совершать два одинаково сложных действия. То есть сидеть и одновременно чесать лапой бок нетрудно, но клянчить у стола и выполнять хозяйскую команду "Место!" одновременно невозможно.
Карен Прайор считает этот метод одним из изящных и первым из позитивных, думаю, другой рекламы и не надо, и вот как предлагает бороться с собакой-попрошайкой: "Решением этого вопроса методом № 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но можно устранить попрошайничество выработкой несовместимого поведения -например, обучить собаку лежать на пороге столовой, пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение управлялось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "ложись", укладываясь вдали от стола. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угаснет".
А мы пойдем еще дальше. Предположим, что ваша собака: 1) скулит и лает от возбуждения, когда спускается по лестнице; 2) громко лает на прогулке; 3) сама драк с собаками не затевает, но не прощает вольностей и поэтому драки случаются часто; 4) охотится за кошками; 5) может при случае подобрать что-нибудь особо для нее ценное с земли; 6) может взять пищу у посторонних и 7) даже когда просто бежит по улице, ни на кого не обращая внимания, заставляет прохожих делать испуганный вид, подхватывая на руки детей.
С каждым из этих недостатков можно бороться, используя какой-нибудь свой особенный метод, но тогда их понадобится семь и в семь раз больше времени. А можно обойтись одним. Для этого достаточно научить вашу собаку выходить на прогулку только с аппортировочным предметом в пасти и носить его всю прогулку, то есть воспользоваться методом выработки несовместимого поведения. На самом деле, как лаять, когда рот закрыт? Как подобрать пищу с земли, если для этого надо выплюнуть аппортировочный предмет, а это строго воспрещается? Да и прохожие, видя идущую им навстречу собаку с веселой игрушкой в пасти, не только не паникуют, а улыбаются и часто говорят:
"Ах, какая умная собака!".
Мой миттельшнауцер всегда чрезвычайно возбуждался, когда мы шли на прогулку, что выражалось в повизгивании, подлаивании, а то и в подвывании. А это, конечно, спокойствию соседей не способствовало, да и мне не нравилось. Используя подход метода 8, я научил собаку выносить на улицу и носить во время прогулки аппортировочный предмет. И это оказалось несовместимым с "оперными номерами" - для того, чтобы запеть, нужно было выплюнуть аппорт. а этого делать было нельзя. Позднее я убедился, что обязательность аппортировки исключает подбор пищи с земли, взятие пищи у посторонних, снижает количество драк и позволяет ходить по улицам без намордника. Миттельшнауцеру было уже около четырех лет, когда я научил его обязательной аппортировке, до этого достаточно наломав дров со всякого рода отучениями. Но когда у меня появился щенок немецкой овчарки, уже с двухмесячного возраста я приучил его гулять только с игрушкой во рту. И когда он уже стал взрослым, мы гуляли с ним по центру Москвы без поводка, и никаких проблем у нас не возникало. Но и этот метод не лишен недостатков: Мне становилось очень обидно, когда моя собака была вынуждена отражать атаку, так и не выпуская предмета из пасти.
Итак, выработка несовместимого поведения один из лучших способов борьбы с собакой, но требует фантазии для изобретения нового навыка, времени и настойчивости от хозяина по его формированию. А если уж говорить о недостатках, то и на солнце есть пятна.
Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом.
Мы уже с вами договорились, что причиной любого поведения является потребность. То есть, когда мы голодны, нам необходимо совершить пищедобывающее поведение - сходить в магазин, открыть холодильник. что-то разогреть, что-то порезать. А если мы голодны, но находимся в учебной аудитории или в зрительном зале? Значит, потребность потенциально вызывает то или иное поведение, которое может и не проявиться, если нет условий, свидетельствующих о возможности удовлетворения данной потребности. Короче, мы и собаки не совершаем жевательных движений. пока нечего жевать.
Ученые, занимающиеся поведением, называют информацию, которая сигнализирует о возможности удовлетворения потребности, стимулами. Часто ими становятся наши команды, которыми мы пользуемся при дрессировке. Помните, для того, чтобы собака легче научилась, например, посадке, мы сначала создаем у нее пищевую потребность. Потом объясняем,
что она может получить пищу. если выполнит команду и сядет. Вначале собака лучше слушается, когда голодна. Но со временем, после многократных тренировок она начинает прекрасно слушаться и не будучи голодной. То есть наша команда-стимул приобрела причинное влияние на собаку. Вот на этой удивительной особенности научения и основывается девятый метод. В оперантной дрессировке это называется подведением поведения под стимульный контроль. Поэтому Карен Прайор считает, что в ситуации, когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой (главный) стимул, поведение начинает подчиняться этому стимулу, а если этот сигнал не подается, то при его отсутствии поведение начинает угасать.
Этот метод можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так. чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестать подавать этот сигнал. Для начала воспользуемся примером, который приводит Карен Прайор. тем более, что в нем участвует Дебора Скиннер, дочь Б.Ф. Скиннера, одного из основоположников оперантной дрессировки. Итак, у Деборы Скиннер "была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо того. чтобы идти по своим делам. Дебора сделала небольшой картонный диск, одна сторона которого была окрашена в белый, другая - в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, просясь в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что собачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только та попросится. "
Если собака надоедливо лает на улице, попробуйте обучить ее команде "Голос!" и очень хорошо (значительно!) закреплять данное поведение. Недели две-три почаще заставляйте собаку лаять по команде, подкрепляя ее лай, но ругая ее грозно, когда она даже едва заметно взлаивает без команды. А потом постепенно уменьшайте количество голосовых команд.
Этот метод может быть полезен и в случае, если ваша собака бросается на всех прохожих без разбора. Обратитесь на ближайшую дрессировочную площадку и отдрессируйте собаку по защитно-караульному курсу (ЗКС), ИПО или по курсу "собака - телохранитель". Собака быстро поймет, в каких ситуациях ее поведение подкрепляется положительно и станет гораздо безразличней к прохожим.
Метод .подчинения нежелательного поведения определенному стимулу хорош тем, что данное поведение не запрещается собаке, а это иногда и невозможно сделать, просто ей предлагается подождать с ним и тогда получить не трепку, а похвалу и поощрение. А собаки, как и мы, тоже избегают отрицательного и стремятся к положительному.
Метод 10. Подкрепление отсутствия нежелательного поведения
Этот метод полезен тем, кто не хочет утруждать себя придумыванием изощренных способов борьбы с собачьим поведением и вообще не хочет бороться. Пожалуйста, можно заставить собаку прекратить нежелательное поведение, не заставляя ее этого делать. По сути, этот метод очень близок к методу формирования альтернативного поведения.
Смысл метода вы поймете, если прочитаете вот этот абзац из книги "Не рычите на собаку": "Зоопсихолог Гарри Фрэнк, который приручал волчат, беря их в дом на дневное время, решил подкреплять лаской и вниманием любую деятельность, кроме разрушительной. Оказалось, что единственным времяпрепровождением в человеческом жилище, при котором не грызлись кушетки, телефонные провода, ковры и прочее, было лежание на кровати; и мирно текли вечера, когда Гарри, его жена и трое значительно подросших молодых волков возлежали на семейной кровати и смотрели телевизор". Точно так же поступил и я, когда мне пришлось содержать в своей квартире чужую собаку - полуторогодовалую суку Лабрадора. Она была невоспитана (с моей точки зрения) и отличалась неуемной энергией и повышенной грызущей активностью. Для начала она сгрызла кроссовок. Но когда я узнал, что она еще и лазает на кровать, решил позволить ей это (по сути, подкрепил это поведение) прежде всего потому, что часто отсутствовал дома и не мог использовать другие методы коррекции поведения собаки. И все получилось прекрасно - собака целыми днями нежилась на кровати, предпочитая это занятие всем остальным.
Ваша задача не наказывать собаку за плохое поведение, а дождавшись его окончания, после небольшой паузы как можно более положительней, эмоциональней и радостней похвалить собаку за отсутствие нежелательного поведения.
Например, вы впервые приходите с собакой к магазину и привязываете ее шагах в десяти от двери. Говорите ей что-нибудь и направляетесь в магазин, войти в который вам, однако, не дает собачий вопль. В обычной ситуации хозяин ведет себя так: возвращаясь к собаке, шлепает ее и пытается снова войти в магазин. Все повторяется еще раз и еще раз, иногда до
тех пор, пока хозяин не плюнет в сердцах и не отведет , собаку домой. Почему? Потому, что собака прежде всего понимает: **Ага, мой вопль вернул любимого хозяина ко мне!". Ваши шлепки, как правило, бывают несильными и функции отрицательного подкрепления не выполняют, а потому бесполезны. А как нужно? Нужно не обращая внимания на собачьи вопли войти в магазин, но оставаться недалеко от двери. Как только собака перестанет вопить, а рано или поздно она обязательно устроит перерыв, подождите еще секунду, выйдите к ней и похвалите как следует. Потом еще раз, еще раз и еще, постепенно увеличивая период от прекращения воплей до вашего возвращения. Это очень хороший метод, если собака лает, воет и скулит, когда вы останавливаетесь поговорить со знакомыми, когда привязываете ее, на дачном участке, когда приучаете ее жить в конуре, в вольере, сарае или во дворе или когда оставляете ее одну в квартире, уходя на работу. Благодаря этому методу собака начинает понимать, что именно ее молчание возвращает драгоценного хозяина или привлекает его не менее драгоценное внимание.
Этот же метод может пригодиться, когда собака надоедливо клянчит у стола. Если не обращать внимания на ее околостольные ужимки, рано или поздно собака где-нибудь ляжет. Вот тогда подойдите к ней и дайте ей кусочек. Конечно, собака тут же решит, что вернулись старые добрые времена и можно опять клянчить и вернется к столу. Подождите, пока она снова не отчается и не отойдет и через 5-10 секунд (и в этом случае важно постепенно увеличивать паузу). подойдите к ней и похвалите.
Этот метод наиболее любим собаками - при нем
только хвалят.
Метод 11. Устранение мотивации
Вернемся к тому, что причиной поведения является какая-либо потребность, которую необходимо • удовлетворить. Но потребность - понятие физиологическое, а психологическим ее эквивалентом является мотивация - осознанное желание что-либо сделать. И мы уже говорили о том, что для устранения плохого поведения часто бывает достаточным устранить причину: 1) сделать ее не главной, чтобы она проигрывала в конкуренции потребностей или 2) удовлетворить ее безопасными способами.
Например, поедание кала свидетельствует, прежде всего, о неправильном кормлении собаки. О том же говорит и подбор пищи-, особенно подтухшей, с земли. Что-то в предложенном ей рационе не устраивает собаку, и она пытается компенсировать это за счет пищевых и околопищевых продуктов. Поэтому, прежде чем применять какие-либо, методы борьбы с данным поведением. удовлетворите потребность собаки в недостающих питательных веществах. Но физиологические изменения в организме происходят медленно, и после того, как вы сменили рацион, собака еще продолжает бегать к помойкам и рыскать по кустам. Именно теперь вам поможет метод смены потребности - создайте у собаки игровую мотивацию. Играйте с ней всю прогулку во все известные вам игры и придумывайте новые. У нее просто не останется времени на другое. И постепенно сформируется новая мотивация для прогулки - если раньше она рассматривала выход на улицу как возможность найти недостающее, то теперь выход на улицу станет для нее возможностью наиграться с любимым хозяином. И поверьте, все собаки любят играть.
Или уходя на работу и наскоро выгуляв щенка, вы оставляете его одного с неудовлетворенной потребностью в физической активности и познавательной деятельности. Немного поспав, чтобы переварить пищу, поскольку перед уходом вы его покормили, он просыпается и приступает к удовлетворению проснувшихся вместе с ним потребностей (мотиваций). Последствия чего вы и застаете вечером. Попробуйте прогулять щенка до усталости и оставить ему какое-нибудь необычное, интересное для него и упругое для его зубов занятие. То есть, с одной стороны, вы удовлетворите его потребность в физической активности, а с другой, с помощью новых необычных игрушек вызовете новую потребность - исследовательскую, которая часто переходит в игровую.
А если разрушительная активность щенка вызвана страхом одиночества? Эту мотивацию устранить сложнее. Можно заменить ее на исследовательскую, можно имитировать присутствие людей, оставляя включенным радио, а можно завести еще одного щенка, котенка или Морскую свинку.
Способ устранения мотивации нежелательного поведения один из самых лучших. Он позволяет справиться с проблемами, не касаясь щенка. А если вы почитаете книги об особенностях роста и развития собаки, вы сможете вести ее за собой, вовремя удовлетворяя возникающие у нее или формируя новые потребности.
Метод 12. Просто дрессировка
Это действительно еще один метод. Если вы просто отдрессируете щенка по любому существующему курсу послушания, вы предотвратите развитие многих форм нежелательного поведения. А если пойдете на дрессировочную площадку со взрослой собакой, уже грешащей нежелательным поведением, то вдвое облегчите себе задачу по коррекции ее поведения.
Почему? Во-первых, потому что во время дрессировки устанавливаются и корректируются иерархические взаимоотношения. Во-вторых, собака осваивает желательные формы поведения и может для удовлетворения возникших у нее потребностей воспользоваться именно ими. В-третьих, собакой становится легче управлять. В-четвертых, собака начинает осознавать, что положительно подкрепляется разрешенное человеком поведение - то есть зависимое от человека поведение. И. в-пятых, вы сами обучаетесь практическим навыкам дрессировки и постигаете законы формирования поведения.
Существует четыре способа стать владельцем дрессированной собаки. Первый способ заключается в том, что вы отдаете собаку опытному дрессировщику и через месяц получаете перевязанное голубой ленточкой свое, уже воспитанное, сокровище. При втором способе собака остается у вас,. но 2-3 раза в неделю приходящий инструктор-дрессировщик объясняет ей правила хорошего тона.
Особенностью первого способа является то, что после 1-2 месяцев счастливой жизни вы обнаруживаете на противоположном конце поводка вовсе не собаку, а разбитое корыто. А успех второго способа зависит от того, насколько эффективно вы разрушаете то, что успевает вложить в собаку инструктор.
Все это происходит потому, что вы так и не узнали, как правильно управлять поведением собаки, она плохо понимает вас и потому слушается как иностранца. Вы не знаете и не умеете ЧТО, КАК И КОГДА подкреплять положительно или отрицательно, чтобы сохранить нужное поведение и не допустить или устранить нежелательное. И посему занимаетесь антидрессировкой. Если же вы обладаете достаточно физически сильной собакой, то обязательно столкнетесь с проблемой иерархических взаимоотношений, которые устанавливаются и в процессе дрессировки тоже. А иногда случается, что собака начинает считать своим хозяином инструктора.
Но если по каким-либо причинам полностью исключена возможность участия какого-либо члена семьи в дрессировочном процессе, то можно попробовать сгладить острые углы. После окончания работы инструктора с собакой все-таки надо найти время и провести несколько совместных занятий.
Пользуясь третьим способом, вы находите инструктора-репетитора, который дрессирует вас, а потом вы дрессируете свою собаку, но в его присутствии. Это лучший способ, имеющий только один недостаток - на каждого владельца инструктора не напасешься. Четвертый способ заключается в том, что вы со своей собакой приходите на ближайшую дрессировочную площадку и занимаетесь под руководством инструктора-дрессировщика по существующим курсам.
На дрессировочной площадке обучаются не собаки, обучаются их владельцы. За время курса владельцы собак не только узнают методы и способы формирования поведения, но самое главное, осваивают их практически, дрессируя своих собак. И ценность последних двух способов не только в том, что владелец приобретает возможность управлять поведением и поддерживать работоспособность своей собаки, но и в том. что, в случае необходимости, он сможет сам выработать новый навык, новую форму поведения у собаки. Ведь дрессировка это взаимоотношения с собакой уже на качественно новом, интеллектуальном уровне, а не то, что прежде, когда надо было просто покормить, погулять, брюхо почесать и козу сделать. За это время происходит формирование отношений сотрудничества, вырабатывается своеобразный. понятный обоим язык слов, интонаций, мимических и пантомимических жестов и движений, происходит становление взаимоотношений собаки и других членов семьи. Вся ваша семья вместе с собакой становится за этот период настоящей маленькой, но "очень симпатишной" стаей, где каждый имеет свое место с соответствующими правами и обязанностями.
Как правило, длительность курсов послушания составляет около 4-х месяцев. Если учесть, что средняя продолжительность жизни собаки составляет 15-16 лет, то согласитесь, стоит потратить 4 месяца на то, чтобы прожить оставшееся время счастливо.
Метод 13. Ветеринарный
Как мы уже упоминали, некоторые формы нежелательного поведения являются следствием заболеваний или связаны с физиологическим состоянием животного. В первом случае, вылечив животное, вы избавитесь от нежелательного поведения, а во втором, корректируя физиологический статус, можете контролировать и поведение. Например, такие формы поведения, как чрезмерная агрессия между кобелями, маркировка территории, бродяжничество, гиперсексуальность кобелей зависят от уровня мужских половых гормонов. Поэтому в этих случаях часто помогает кастрация, снижающая уровень андрогенов. При различных фобиях и страхах могут оказаться полезными транквилизаторы.
Но не занимайтесь лечением сами. Если у вас есть подозрение, что хулиганство собаки связано с ее здоровьем, покажите ее ветеринарному врачу. Даже если вы окажетесь неправы, совет специалиста не повредит.

Гриценко В. В. Коррекция поведения, или перевоспитание

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Ник, пароль:      Зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



2011-2023


Разделы форума:
[ФОРУМ] [ЩЕНКИ, ВЯЗКИ] [К О Б Е Л И питомника] [С У К И питомника] [Достижения питомника] [Персонали: Кобели] [Персонали: Суки]
[ДРЕССИРОВКА,ВОСПИТАНИЕ,СПОРТ] [Выставки. Cоревнования.Результаты ] [САЙТ]


Яндекс.ПогодаЯндекс.ПогодаПробки на Яндекс.КартахПробки на Яндекс.Картах


Visitor Map
Create your own visitor map!