|
Отправлено: 29.07.11 06:04. Заголовок: Нежелательное поведение
Что такое нежелательное поведение Прежде чем начать подробно разбираться в механизмах появления нежелательного поведения, давайте более четко определим, что же это такое. Если вы будете хорошо представлять себе, что такое "плохое" поведение, то может оказаться, что ваши претензии к собаке совсем не обоснованы. Как говорится, понять - простить. Как мы уже упоминали в предыдущей главе, часть поведения генетически предопределена и специфична для каждого вида животных. Собаки ведут себя как собаки. И должны вести себя как собаки, а не как коровы или овцы. И мы должны учитывать видоспецифичное поведение, которое является нормальным для данного вида животных. Человек, заводящий собаку, должен быть готов к тому, что может столкнуться с ярко выраженным инстинктом охоты, агрессией, проявляющейся по отношению к людям во время игры, иерархической агрессией по отношению к членам семьи, обгрызанием мебели, копрофагией. агрессивным отношениям между кобелями, повышенной потребностью в движении; Но у собак специфика поведения может определяться и породой. Например, если лайка не ведет себя как пудель, то это же очень хорошо. Сотни лет люди добивались этого. Много разочарований ждет того, кто будет пытаться сделать из лайки собаку-компаньона. Несоответствие нормальному видоспецифичному поведению является патологией. В этом случае говорят об отклоняющемся (или девиантном) поведении. Не забывайте и о нормальном половом поведении. Кобели почти всегда озабочены решением половых вопросов. Суки часто после окончания течки переживают состояние "ложной" беременности, в связи с чем устраивают норы, усыновляют игрушки и т.п. Очень часто причиной аномального поведения (т.е. поведения, не соответствующего физиологическим или психологическим параметрам) выступают различного рода заболевания. Например, полифагия (поедание несъедобных предметов) может быть вызвана паразитарным заболеванием, а частое мочеиспускание, в том числе и в квартире, воспалением мочевого пузыря. Но мы с вами будем говорить о нежелательном поведении. То есть о поведении, проявления которого не хотим по каким-либо причинам. Это более широкий термин, который объединяет девиантное и аномальное поведение и то поведение, которое по субъективным причинам может быть отнесено к "плохому". Например, видоспецифическое поведение может быть чрезвычайно выражено, с нашей точки зрения, или, по мнению людей, которые нас окружают. Это может быть лай сторожевой собаки или повышенная территориальная агрессивность. К нежелательному поведению мы отнесем и те формы поведения, которые представляют опасность для окружающих, то есть асоциальное поведение. Или конфликтное поведение, когда оно приводит к конфликтной ситуации. Нежелательным может быть и неадекватное (с точки зрения человека!) поведение, когда нормальное поведение осуществляется в неподходящих для этого условиях. Например, нанесение запаховых меток кобелями в помещении. Или просто поведение, которое не нравится конкретному человеку. Иногда ко мне обращаются и с такой поведенческой проблемой: "Мне не нравится, что моя собака ласкова к посторонним". Как формируется плохое поведение и почему с ним трудно бороться Дрессируя животное, мы сами создаем у него нужную нам потребность и сами же предлагаем путь к ее удовлетворению. Например, для того чтобы научить собаку посадке, мы можем воспользоваться ее желанием есть (пищевой потребностью). Для этого мы часто не кормим собаку перед дрессировкой, чтобы повысить ее пищевую потребность. А затем предлагаем собаке сесть по определенной команде для того, чтобы получить кусочек пищи, то есть удовлетворить имеющуюся у нее пищевую потребность. Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократного повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком. Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие. Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути утоления своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу. как было бы необходимо, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. И новый способ пищедобывания записывается в память и, при необходимости, будет воспроизводиться снова и снова. То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним. а как быстро летит время за интересным занятием!.. Стоит два-три раза не убрать обувь и навык готов. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время. Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается. что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя хотя бы каждую третью попытку, это называется вариабельным или вероятностным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельного подкрепления, угашаются с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми. для которых применяли постоянное подкрепление. Любая из существующих в природе потребностей, не будучи удовлетворенной, может стать причиной нежелательного поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей, и у собак. Поэтому следует помнить, что кроме навыков, существуют еще и привычки. Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих. Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени собаки. Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно - начать формирование других привычек, а это требует длительного времени. Почему так трудно бороться с плохим поведением? Прежде всего потому, что с точки зрения собаки, оно целесообразно, поскольку приводит к удовлетворению потребности. И в связи с удовлетворением потребности, а часто и по другим причинам, на которых мы здесь останавливаться не будем, вызывает положительные эмоции у собаки. А потребность в положительных эмоциях одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживленными в центр удовольствия мозга электродами крысы научались нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и это занятие становилось для них единственным. Они доставляли себе удовольствие по несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните людей-наркоманов? Собаке же предлагаются навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение. Распространенным заблуждением является мнение, будто животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, причинно-следственные (условные рефлексы) образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков и привычек. И по этому поводу позволю себе привести описание вот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот: оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее. Следующая причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом, заключается в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легко и надолго. И последнее. Когда формируется навык или привычка, в центральной нервной системе образуется некая система или совокупность нейронов, связанных между собой. Чем чаще повторяется действие, тем стабильней и устойчивей становится соответствующая этому действию совокупность нейронов. И не существует в мире ластика, при помощи которого можно было бы стереть с лица земли эти нейроны. Таким образом, перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите. Нужно быть готовым к серьезной борьбе с нежелательным поведением и не надеяться на быстрый успех. Почему появляется нежелательное поведение В предыдущих главах мы говорили о биологических, так сказать первичных причинах и "хорошего", и "плохого" поведения. Но ведь известно, что не все собаки хулиганят. Почему? Думаю, что вы не будете возражать, если я скажу, что в большей части наших проблем виноваты мы сами. И в том, что наши собаки становятся проблемными, виноваты только мы - владельцы. Одна из причин этого кроется в нашем отношении к собаке. Пытаясь разобраться во взаимоотношениях "человек - собака" при помощи специально разработанной для этого дела анкеты, я опросил 212 владельцев собак - 97 мужчин и 115 женщин. Опрошенные имели собак следующих пород: лайка, немецкая овчарка, ротвейлер, кавказская овчарка, бернская овчарка, черный терьер, доберман, боксер, английский бульдог, дог, французский бульдог, английский сеттер, эрдельтерьер. тайган. колли, миттельшнауцер, ризеншнауцер, английский кокер-спаниель, московская сторожевая, Лабрадор, такса, аргентинский дог, восточно-европейская овчарка, среднеазиатская овчарка, чау-чау, цвергшнауцер, той-терьер, американский стаффордширтерьер, ньюфаундленд, фокстерьер, американский кокер-спаниель, пудель, а также беспородных собак и метисов. Причем 13 владельцев имели двух и более собак разных пород. Но прежде чем мы рассмотрим результаты опроса, давайте познакомимся с понятием "антропоморфизм". Антропоморфизм: 1) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку; 2) приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является; 3) перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы). Мы на самом деле очеловечиваем собак и, следовательно: а) воспринимаем их поведение не так, как надо; б) навязываем им неадекватные их природе формы поведения; в) общаемся на непонятном им языке и г) используя "человеческие" методы и способы воспитания и дрессировки, неэффективно или неправильно формируем их поведение. Что нам нравится в собаках? Вопрос этот далеко не случаен. Все дело в том, что мы хотим видеть в наших собаках то. что нам нравится. И вполне сознательно положительно подкрепляем (например, хвалим) понравившиеся нам особенности поведения, развивая и закрепляя их в собаке. Поэтому то, что нам нравится, выражается в собаке все ярче и ярче и повторяется все чаще и чаще. А нравится нам, таким непохожим, в собаке очень разное... Причем, некоторые свойства собак имеют различную ценность для мужчин и для женщин. Подавляющему большинству владельцев нравятся свойства, делающие собаку удобным и неконфликтным социальным партнером. Но среди нас есть те. кому нравится потенциальная или реальная конфликтность своих собак, как интравертная (направленная внутрь семьи), так и экстравертная (по отношению к посторонним собакам и людям)! Например, гордость в собаке нравится 67.9% владельцев; Однако следует помнить, что гордость, помимо всего прочего, трактуется и как "высокомерие, чрезвычайно высокое мнение о себе, спесь". Хитрость нравится 42,5% владельцев, но ведь хитрый - это еще и "изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями". Среди свойств собак, которые можно назвать критическими, нам нравятся самоуважение (86.3%), настойчивость (64,2%), независимость (37,7%), агрессивность к посторонним (34,4%), умение обманывать (20,8%), настырность (17,9%), наглость (15,6%), ревность (15,1%), упрямство (9,0%), агрессивность к собакам (8,5%), злопамятность (3,3%), нелюбовь к членам семьи (2,4%). Недооценка негативных сторон этих свойств собачьего характера может служить первой причиной наличия "проблемных" собак. Гриценко В. В. Коррекция поведения, или перевоспитание
|